О педагогическом общении: Кондратьева С. В.

О педагогическом общении: Кондратьева С. В.
Осн. исследования С. В. Кондратьевой связаны с характером педагогического воздействия (П. в.) на развитие личности учащегося. П. в., регулируемое психич. образом формирующейся личности и складывающееся в процессе взаимодействия с ней, является сложным структурным целым, включающим интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты. Какой из этих компонентов выдвигается на первый план в зависимости от учебновоспитательной ситуации и индивидуальности учителя. Выявлено, что главная особенность О. учителей- мастеров - П. в., основанное на знании и понимании личности ребенка, умение предвидеть результаты своих воспитательных воздействий и в связи с этим определять стратегию и тактику в Пед. О. с классом в целом, отдельными учащимися и подгруппами. Отражение личности учащегося учителем-мастером осуществляется в 2 планах: 1-й прием оперативно-текущей информации - обусловливает применение тактических (оперативных) воздействий при решении отдельных учебно-воспитательных задач. 2-й - отражение устойчивых качеств личности, ее основных состояний - определяет стратегию П. в., к-рому подчинены все тактические приемы, обусловленные первым планом отражения. В исследованиях, выполненных под руководством С. В. Кондратьевой, определены доминирующие П. в. по отношению к учащимся разл. успешности в обучнии. Модификация и обобщение программы наблюдения П. в. и системы анализа Пед. О. позволили создать специальную программу наблюдения поведенческих аспектов непосредственного О. учителя с учащимися на уроках, к-рая включает следующие блоки: позитивные воздействия, организующие воздействия, дисциплинирующие воздействия, воздействия предельной авторитарности, характер обращения к ученикам, вопросы учителя, проявление активности ученика, реакция учителя на вопросы учеников, реакция на ответ ученика, слушание ответа (С. В. Кондрать ева, Н. Фландерс, Л. М. Путято). Анализ непосредственного Пед. О. учителя с учащимися разной успешности в обучении позволил выявить след. тенденции: А) С понижением успеваемости уменьшается частота П. в. в целом и прежде всего позитивных и организующих, уменьшаются частота постановки вопросов учителем учащимся, количество случаев обращения к ученикам по имени. Б) С понижением успеваемости уменьшается проявление активности учащихся. В) С понижением успеваемости у учителя уменьшается проявление интереса к вопросам учеников, уменьшается количество реакций на ответы слабых учащихся, проявления качественного анализа ответов слабых учащихся. Т. о., следует констатировать наиболее выраженную пассивность учителей в Пед. О. со слабыми по успеваемости учащимися. Было выявлено, что наиболее оптимальным является Пед. О. со средними по успеваемости учениками. Исследования эффективности П. в. подтвердил, что характер реакции ученика можно объяснить влиянием «внутренних условий» воздействия. Игнорирование учителем изменений в психическом развитии ребенка, тех «внутренних условий», от к-рых зависит характер взаимодействия педагога и ученика, приводит к взаимному непониманию, отчуждению и конфликтным ситуациям. Лит.: Вербова К. В. Психология труда и личности учителя: учеб. пособие. Гродно, 1991; Кондратьева С. В. Учитель-ученик. М., 1984; Кондратьева С. В., Ковалевский П. А., Ковалев Б. П., Даукша Л. М. Профессионализм в педагогическом общении: монография / Под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно, 2003; Путято Л. М. Педагогическое общение учителя с учениками различной успешности в обучении. Минск, 1999. Л. М. Даукша

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "О педагогическом общении: Кондратьева С. В." в других словарях:

  • О педагогическом общении: Макаренко А. С. — Опыт успешной организации пед. процесса с самым сложным контингентом воспитанников малолетними преступниками и беспризорными в социальной ситуации после гражданской войны убеждает в действенности педагогики А. С. Макаренко. При этом элементы его… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Исследование педагогического воздействия: направление С. В. Кондратьевой — Характер пед. воздействия оказывает существенное влияние на развитие личности учащегося. Как отмечает С. В. Кондратьева в монографии «Профессионализм в педагогическом общении» (2003), пед. воздействие, складывающееся в процессе взаимодействия с… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение — Педагогическое общение  профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… …   Википедия

  • Исследование общения в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы: школа Кондратьевой С. В. — С начала 1960 х гг. проблемы профессионализма в О., психич. регуляции и саморегуляции пед. деятельности и О. изучались под рук. С. В. Кондратьевой сначала на каф. психологии Дрогобычского пед. ин та им. И. Франко (Украина), а с 1979 г. на каф.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»